Тенденции развития розничной торговли доказывают успешность экспансии столичных сетей в российские регионы. И, как показывает практика, ассортимент предлагаемых сетевиками товаров, служит основным конкурентным преимуществом перед региональными ритейлерами.

Как правило, ассортимент продукции крупных торговых центров насчитывает тысячи наименований. Эффективное управление таким ассортиментом - задача сложная, для решения которой необходимо собирать аналитическую информацию и представлять ее в удобном виде – в виде так называемой продуктовой матрицы.

ДЕЛО ПРИНЦИПА

По мнению специалистов-ритейлеров, наиболее качественное формирование и вся последующая работа с ассортиментной матрицей возможны только при условии соблюдения некоторых принципов.

Во-первых, позиционирование торговой точки. Рассмотрим ситуацию на примере магазина самообслуживания. Допустим, его ассортимент насчитывает порядка 10 тыс. наименований, при этом все товары предназначены для определенных категорий покупателей. На средний сегмент покупателей ориентировано на менее 50% (5 тыс.) продукции. 10% (1 тыс.) предназначается исключительно для премиум-класса. Все остальные товары (порядка 40% ассортимента) могут позволить себе представители даже низшего сегмента.

Во-вторых, специфика торговой точки. В разных по формату и занимаемой площади магазинах присутствуют разные товарные группы.. Например, небольшие магазинчики не могут себе позволить отводить и без того скудное полочное пространство под группы сопутствующих товаров (моющие средства, шампуни, корма для животных). Соответственно, в их ассортиментную матрицу не могут входить эти товарные группы. И наоборот, если магазин достаточно просторный и емкий по формату, его ассортиментная матрица формируется с учетом не только основных товарных групп (молочная продукция, колбасы, хлебобулочные изделия), но и с учетом плавающих (те же моющие средства).

В-третьих, при формировании продуктовой матрицы нельзя не учитывать роль так называемых новинок ассортимента. Это те товары или группы, которые раньше не предлагались покупателям данной торговой точки. Как правило, в развивающихся розничных сетях новинки занимают примерно 10% всего ассортиментного ряда. Активность каждой такого товара определяется в течение трех месяцев. И именно грамотно составленная продуктовая матрица позволяет вовремя увидеть эффективно или нет реализуется данная новинка, пользуется ли она популярностью у покупателей или следует как можно скорее заменить ее на другой товар. Согласно сложившейся традиции ритейла, новинки должны присутствовать как среди основных, так и среди плавающих товарных групп. А дальше – уже дело специалистов - маркетологов и менеджеров разбираться, в каком именно объеме представить тот или иной товар.

ЭФФЕКТ АВТОМАТИЗАЦИИ

При открытии или репозиционировании торгового предприятия специалисты советуют обращать самое пристальное внимание, как на анализ продаж аналогичных точек, так и на данные, полученные по работе предыдущих магазинов. И здесь наиболее достоверные и корректные данные удается получить, если в анализируемых розничных предприятиях была внедрена система автоматизации. Именно она позволяет на основании данных по активности продаж того или иного вида продукции грамотно и оперативно управлять торговыми запасами, ассортиментом и составлять продуктовые матрицы.

Внедрением технологий автоматизации в нашем городе занимается компания «Вятка-ЭКО» при сотрудничестве со своим московским партнером, компанией «Сервис-Плюс» и «Штрих-М». Именно они в 2001 году вывели на кировский рынок торговую систему «СуперМаг-2000», через два года - новый серверный кассовый софт «СуперМаг-УКМv.4», призванный централизованно управлять всем спектром электронного оборудования в магазине. В комплексе эти два продукта покрывают все основные потребности потребителей и являются элементом проекта автоматизации розничной сети «под ключ».

И все же, по информации специалистов «Вятка-ЭКО», автоматизация маркетинговых исследований, определение и анализ цен, управления скидками и промо-акциями поставщиков, логистических цепочек и крупных распределительных центров, интеграция в электронный обмен документами – лишь малая толика того, что необходимо ритейлерам на сегодняшний день. Поэтому, если вернуться к разговору о продуктовых матрицах, то, по словам именитых ритейлеров, их составление требует специалистов соответствующей подготовки, обладающих всеми профессиональными навыками и знаниями. Дело в том, что при формировании ассортимента используется не одна и даже не две методики, анализировать приходится не одну и даже не две тысячи товарных позиций, используя при этом разные методики.

В компании «Вятка-ЭКО» твердо убеждены: недостаточно просто установить оборудование и сделать ставку только на использование какой-то передовой технологии. В плане развития бизнеса не меньшее значение имеет кадровый потенциал – персонал, который нужно подобрать, обучить и сохранить.

Комментарии (0):
Нет комментариев. Ваш комментарий может быть первым!
Оставьте свой комментарий:

Регистрация
Подписка
Вы успешно подписались на рассылку!
Корзина
Товар успешно добавлен в корзину!
Оформить заказ сейчас
Корзина
Корзина
Ошибка: не удалось добавить товар в корзину!
Наверх