Уже более полутора лет предприниматели задают себе вопросы «Что такое ЭКЛЗ? Как ее введение отразится на работе предприятия? Сколько стоит это новшество?». Наконец появилась возможность получить ответы хотя бы на некоторые из этих вопросов…

Согласно «Протоколу № 1/77-2004 по результатам заседания ГМЭК по ККМ от 12 марта 2004 года», с 1 июля 2004 года налоговые органы не будут ставить на учет фискальные регистраторы, не имеющие в своем составе ЭКЛЗ (электронную контрольную ленту защищенную).

История ЭКЛЗ началась 15 июня 2000 года, когда на заседании ГМЭК по ККМ была принята за основу предложенная ФАПСИ концепция защиты фискальных данных в ККМ. Надо сказать, что работа по внедрению ЭКЛЗ велась без спешки. 27 ноября 2001 года были приняты технические требования к ККМ с ЭКЛЗ, спецификация ЭКЛЗ и порядок проведения экспертиз ККМ с ЭКЛЗ. Протоколом 4/69-2002 от 25 июня 2002 года было решено ввести ЭКЛЗ с 1 января 2003 года, но первая попытка была неудачной. По разным причинам как технического, так и организационного характера провалились и следующие две: обязательное введение ЭКЛЗ в состав ККМ было временно приостановлено сначала до 1 июня 2003 года, затем до 1 января 2004 года. Наконец, четвертая попытка оказалась успешной, и 1 июля 2004 года ЭКЛЗ была введена (хотя предприниматели уже так долго слышат легендарное «Волки, волки!», что многие из них и сейчас не верят, что ЭКЛЗ все-таки введена).

Электронная контрольная лента защищенная — это устройство, которое, по сути, является дополнительной памятью. Она совмещает в себе две функции: хранение информации о документах, распечатанных на ККМ, и формирование криптографического проверочного кода, по которому можно установить подлинность документа ККМ в контролирующих органах. Таким образом, можно пресекать работу недобросовестных магазинов и предприятий общественного питания и сферы услуг. По заверению разработчиков ЭКЛЗ, внедрение электронной контрольной ленты защищенной позволит существенно снизить возможности «модернизации» ККМ с целью сокрытия объемов выручки, так как затраты на такую «модернизацию» намного превысят возможные выгоды. При этом и стоимость ЭКЛЗ отнюдь не символическая: официальная стоимость электронной ленты, заявленная ГМЭК, составляет 120 долларов для генеральных поставщиков, которые могут устанавливать дальнейшую цену по своему усмотрению.

Но и эти затраты не будут единовременными: ЭКЛЗ придется менять ежегодно. Есть два ограничения временного использования ЭКЛЗ: когда заполнится ее память и когда выработается временной ресурс, который составляет 13 месяцев с момента регистрации. После этого ЭКЛЗ просто не даст ККМ работать. Естественно, когда пройдет 90% времени или заполнится 90% памяти, ЭКЛЗ предупредит владельца о приближающихся тратах, не уйдет по-английски, но новую «память» купить все же придется, а старую надо будет бережно хранить в течение 5 лет.

И если внедрение ЭКЛЗ для POS-терминалов и фискальных регистраторов пройдет относительно спокойно, то гораздо большие проблемы возникнут, по мнению оптовых компаний, когда ЭКЛЗ начнут внедрять в автономные кассы: продавцу в ларьке сложнее объяснить, почему кассовый аппарат стал дороже как минимум на 200 долларов. Довольно ощутимым расходом обернется и производство ЭКЛЗ.

По мнению специалистов по ККМ, внедрение ЭКЛЗ повлечет за собой немало технических проблем. Начнем с того, что пока не существует тестового оборудования для проверки исправности ЭКЛЗ. Если в магазине касса перестанет работать из-за неисправности ЭКЛЗ, то для ее замены потребуется много времени, поскольку, во-первых, придется оформлять массу документов, а во-вторых, из-за высокой стоимости ЭКЛЗ ЦТО накладно делать большой подменный фонд, поэтому ЭКЛЗ просто может не оказаться в наличии.

Плохо еще и то, что ЭКЛЗ создана универсальной для всех кассовых аппаратов. Единое устройство очень сложно приспособить под различные конструкторские решения ККМ. Да и внутреннее программное обеспечение ЭКЛЗ пока не в состоянии адекватно реагировать на запросы кассового аппарата.

Получается, что в тело кассового аппарата пытаются имплантировать совершенно чужеродное ему устройство. ККМ в итоге зависают, происходят какие-либо нестыковки.

По словам специалистов, уже были прецеденты неправильной фискализации при регистрации ККМ. Если без использования ЭКЛЗ можно было поправить ситуацию за относительно небольшую плату, то сейчас, сделав ошибку на одну цифру, например, в ИНН, можно потерять 120 долларов на одной кассе, а, как правило, в магазине не один фискальный регистратор.

Возникают с внедрением ЭКЛЗ и юридические проблемы. Некоторые сторонники из отдела внедрения ЭКЛЗ говорят, что она избавит кассиров от необходимости распечатывать бумажную контрольную ленту. Но ведь для этого надо отменить соответствующий закон! А пока он в силе, ЭКЛЗ не избавляет магазины от необходимости распечатывать бумажную ленту и хранить ее в течение 5 лет.

Также до сих пор непонятно, кто дает гарантию на ЭКЛЗ - ни производитель, ни генеральные поставщики не хотят брать на себя такую ответственность. Помимо этого, ЭКЛЗ повлечет за собой изменения в бухгалтерском учете и документообороте предприятия.

Радует одно: не все магазины, рестораны и предприятия сферы услуг должны менять ККМ завтра же. По закону «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и / или расчетов с использованием платежных карт», «в случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники, их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации». Нормативный срок амортизации для ККТ составляет 7 лет. Таким образом, если организация, применяющая ККТ (в том числе и фискальные регистраторы), не будет перерегистрировать эту технику в органах налоговой инспекции, то она может ее использовать 7 лет после даты выпуска.

Если же кому-то требуется перерегистрировать фискальный регистратор (например, из-за перерегистрации предприятия), то в фискальный регистратор встраивается ЭКЛЗ, и после этой модернизации потребитель получает новую модель ККМ, которая есть в Госреестре. При таком обилии pro et contra неудивительно, что реакция рынка на внедрение ЭКЛЗ была неоднозначной. По мнению большинства предпринимателей, идея ЭКЛЗ экономически невыгодна предприятиям торговли, общественного питания и сферы услуг, и повышение защищенности ККМ — откровенно коммерческий проект. И многие предприниматели отвергают эту идею до сих пор и вводить ЭКЛЗ не торопятся.

В то же время некоторые поставщики утверждают, что они уже давно имеют ККТ с ЭКЛЗ в своем ассортименте, так как на нее довольно большой спрос со стороны предпринимателей. Однако относительно этого утверждения есть следующее предположение: скорее всего, оптовые компании покупали электронные ленты впрок, так как поставщики устанавливали цену на фискальные регистраторы с ЭКЛЗ такую же, как и без ЭКЛЗ.

В данный момент, когда установлено и работает уже более 3 тысяч аппаратов с ЭКЛЗ, некоторые компании уже начинают свыкаться с мыслью об ЭКЛЗ - даже недовольные смирились, так как никак не могут повлиять на внедрение или невнедрение электронной ленты. Таким образом, перспектива у торговых предприятий - отнюдь не радостная, ведь внедрение ЭКЛЗ влечет за собой целую цепочку проблем. По сравнению с их количеством пользы от устройства намного меньше. А оптовым компаниям, напротив, хочется надеяться, что в скором будущем ЭКЛЗ вообще станет восприниматься предпринимателями, как не просто обыденная, но и необходимая вещь.

Юлия Мацкивская/DEBUST-БЮРО

P.S. DEBUST-БЮРО благодарит за помощь в написании статьи Андрея Никулина, заместителя генерального директора компании «Штрих-М» и Дмитрия Никитина, заместителя технического директора компании «АТОЛ технологии».

Комментарии (0):
Нет комментариев. Ваш комментарий может быть первым!
Оставьте свой комментарий:

Регистрация
Подписка
Вы успешно подписались на рассылку!
Корзина
Товар успешно добавлен в корзину!
Оформить заказ сейчас
Корзина
Корзина
Ошибка: не удалось добавить товар в корзину!
Наверх